Статья из серии литературы и языка. Философско-культурная концепция Universe - Владимира Манна
Концепция Universe / Юниверсизм
Аннотация
Статья представляет философско-культурную концепцию Universe или Юниверсизм - идею непрерывного диалога между произведениями искусства, поколениями и жанрами, с акцентом на практическое применение. Universe показывает, как различные формы творчества - литература, поэзия, музыка, живопись - взаимодействуют во времени, где прошлое, настоящее и будущее становятся основой для активного творческого обмена. Практическое применение концепции - в том числе примеры из творчества Vladimir Mann приведены в данной статье.
Ключевые слова
Universe, юниверсизм, искусство, творчество, время, взаимодействие жанров, музыка, литература, поэзия, А.С. Пушкин,. В. Бенджамин, П.И. Чайковский, В.С. Соловьев, Ф. Ницше, В.М. Васнецов, О. Роден, К. Петров-Водкин, Владимир Манн.
Введение
Человеческая культура - это живой диалог поколений, и люди, жившие когда-то, оставляют свой культурный след: слова, образы, мелодии. Мы - те, кто живёт сейчас и принимает эстафету, осмысляет и развивает это наследие, создавая свои произведения. Будущие поколения услышат нас и продолжат этот диалог.
Так рождается Universe - концепция, объединяющая искусство, время и человеческий опыт в единую вселенную творчества, где идеи реализуются через конкретное творчество, а не остаются в абстрактной философии.
Суть концепции
Юниверсизм отражает в каждом произведении начало нового диалога, а не завершение. Так, поэма может породить музыку, мелодия - вдохновить на прозаическое произведение, живопись - стать основой для поэтического текста. А поэзия, например Золотого века русской литературы может быть продолжена или дополнена новыми строками или получить ответы современников. Важен практический обмен, где прошлое, настоящее и будущее переплетаются в художественном процессе.
Это делает Юниверсизм отличным от классической философии культуры, такой как у В. С. Соловьёва: если Соловьёв анализирует развитие духа и истории культуры, то Юниверсизм показывает, как этот дух оживает в конкретных произведениях, дает продолжение и не ставит точку.
Временные связи и практическое применение
Прошлое - источник вдохновения - вектор: музыка, литература, живопись, философия.
Настоящее - момент творческого выбора, когда автор вступает в диалог с наследием.
Будущее - новая волна творчества, возникающая на основе прошлого и настоящего.
Юниверсизм превращает время в инструмент творчества, произведения прошлого напрямую влияют на создание новых форм искусства, получают продолжение, корректируются.
Универсальность форм
Юниверсизм снимает границы между жанрами. Стих, поэма, музыка, проза, живопись или цифровое искусство могут взаимно дополнять друг друга, создавая новый творческий продукт. Здесь важно не разделение форм, а их переплетение и отклик друг на друга в реальных произведениях.
Пример воплощения идеи
Философия Юниверсизма уже находит конкретное выражение в моем (Владимир Манн) творчестве:
• Международная литературная Премия «Universe» Владимира Манна - конкурс на создание десятой главы романа «Евгений Онегин» в стихах. Этот проект показывает, как наследие прошлого оживает в современном творчестве и становится основой для нового художественного произведения;
• Шестая симфония Чайковского вдохновила автора на создание трагедии «Спаситель мира» в нескольких частях, где музыка воплотилась в поэтических главах и основа – навеянные автором библейские мотивы;
• Картина «Три возраста женщины и смерть» немецкого живописца и его героини отображены в одноимённом поэтическом произведении и описывают сюжет;
• Фридрих Ницше так же мотивировал автора на создание произведения «Алмаз и уголь», иллюстрируя, как философские идеи могут быть преобразованы в художественный текст;
• Картина «Войны апокалипсиса» Виктора Васнецова побудили на создание поэтического произведения «Четыре всадника апокалипсиса», которые описывают воинов-всадников;
• Скульптуры Родена «Мыслитель» и «Врата ада», как и само творчество Родена вдохновили автора на создание произведения после посещения музея во Франции, показывая, как скульптурное искусство напрямую влияет на поэтическое творчество;
• Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Ленин в гробу» дало автору идею на создание поэтического произведения / манифеста «Ульянов Ленин», демонстрируя, как исторические образы и живопись становятся источником литературного отклика;
• Стихотворение Анны Ахматовой «Мне голос был, он звал утешно» 1917 года в разрезе межвременного диалога порадил ответ Владимира Манна в 2025 году в своем произведении, демонстрируя принцип Юниверсизма. А знаменитое - Тютчева «Умом Россию не понять…» дополнились строками современного восприятия России.
Значение Юниверсизма
• Позволяет автору быть участником живого диалога культуры не зависимо от времени.
• Создает новое понимание творчества: произведение живёт в цепи взаимодействий, а не как отдельный объект.
• Дает возможность использовать прошлое как ресурс для практических творческих экспериментов, превращая идеи в реальные произведения.
Заключение
Юниверсизм - это практическая философия непрерывности. Ни одно произведение не завершено окончательно, каждый автор продолжает и развивает то, что было до него. Будущее скрыто в настоящем, а настоящее отзывается на прошлое.
Так формируется культурная вселенная Universe, где прошлое, настоящее и будущее активно взаимодействуют через конкретные художественные формы, превращая философскую концепцию в реальное творчество и искусство.
Философия и отличие
Юниверсизм имеет точки соприкосновения с философскими исследованиями культуры, но остаётся отличительно-самостоятельной концепцией с практическим уклоном.
**С Бенджамином** связывает идея влияния прошлого на восприятие настоящего. Однако Юниверсизм идёт дальше: он рассматривает произведения как активных участников диалога, где поэзия, музыка, живопись и философия создают взаимные отклики, превращая теоретический анализ в реальные художественные действия.
**С Соловьёвым** Юниверсизм отличает критически важная особенность: если Соловьёв изучает эволюцию духа и культуры как философский процесс, Юниверсизм использует это наследие для практического творчества, где каждое произведение прошлого может стать основой нового произведения или продолжением, оживляя культурный континуум.
Таким образом, концепция Universe / Юниверсизм формирует активный творческий диалог через поколения и жанры, а не только концептуальный анализ.
Список литературы
- Пушкин, А. С. «Евгений Онегин». Санкт-Петербург: Издательство Российской Академии Наук, 1833.
- Чайковский, П. И. Шестая симфония (Патетическая), 1893.
- Библия. Ветхий и Новый Завет. Москва: Синодальное издание, 1876.
- Соловьев, В. С. «История русской философии». Москва: Мысль, 2001.
- Бенджамин, В. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Берлин, 1936.
- Владимир Манн: поэтическая коллекция, веб сайт Vladimirmann.ru